Архіў навін - УА Цэнтральнага раёна

Архіў навін

Пресс-конференция

17.05.12

В Минске состоялась пресс-конференция "Средняя школа на современном этапе: состояние, проблемы и перспективы"
Заместитель министра образования Казимир Фарино сегодня принял участие в пресс-конференции «Средняя школа на современном этапе: состояние, проблемы и перспективы»
 
Как отметил, выступая перед журналистами, заместитель министра: «в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что никаких новых реформ и экспериментов в средней школе не будет! Все внимание необходимо сосредоточить на повышении качества образования с использованием современных информационных технологий. Надо подшлифовать среднюю школу, оснастив ее нормальными программами, посильными для учащихся».
Казимир Фарино рассказал, что система общего среднего образования Республики Беларусь динамично развивается в соответствии с государственной образовательной политикой.
1. Развитие сети учреждений общего среднего образования. Контингент учащихся
В настоящее время в республике функционирует 3 433 учреждения общего среднего образования, в том числе гимназий – 216, лицеев – 29, учебно-педагогических комплексов средняя школа (гимназия)-колледж – 5, кадетских училищ – 8. Контингент учащихся составляет 916 529 человек.
С учетом демографической ситуации, социальных и экономических факторов и потребностей региона осуществляется оптимизация и рационализация сети учреждений общего среднего образования.
Расширяется сеть учебно-педагогических комплексов типа ”детский сад-школа“. В текущем учебном году функционирует 1018 учреждение общего среднего образования данного типа, из которых 986 (96,9 %) расположены в сельских населенных пунктах.
Справочно
За последние пять лет количество учреждений общего среднего образования уменьшилось на 460, контингент учащихся сократился на 228 тыс. человек. При этом количество гимназий увеличилось на 51. В соответствии с Положением о кадетском училище, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2010 № 54, открыты 8 кадетских училищ. Осуществлена реорганизация 543 учреждений общего среднего образования. За рассматриваемый период введено в действие 34 школы-новостройки. Строительство новых школ осуществляется, как правило, в микрорайонах-новостройках городов и агрогородках.
Проблему ”неперспективных“ сельских школ позволяют решать организация подвоза учащихся в более крупные учреждения общего среднего образования. Для подвоза учащихся в настоящее время используется более 1200 автобусов, находящихся на балансе отделов (управлений) образования.
Справочно
723 автобусаприобретено в рамках реализации мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы и 53 автобуса – в соответствии с мероприятиями Государственной программы устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы.
Несмотря на проводимую работу по оптимизации сети учреждений,   в текущем учебном году функционирует 594 учреждения образования с контингентом до 50 учащихся, из которых закрытию с 1 сентября 2012 г. по объективным причинам не подлежат 466.
Справочно
Основные причины, по которым малокомплектные учреждения образования не планируется закрывать с начала 2012/2013 учебного года:112 расположены в агрогородках; в 96 нет возможности организовать подвоз учащихся (радиус подвоза превышает 15 км, учреждения расположены за рекой); 81 подлежат плановой оптимизации в иные сроки до 2016 года; в 72 нет возможности трудоустроить педагогов; в 56 отмечается стабильность или увеличение контингента  детей дошкольного и школьного возраста; 49 не подлежат оптимизации по иным причинам (превышение проектной мощности близлежащих учреждений общего среднего образования, является единственным учреждением социальной сферы на территории, организован подвоз из других ранее реорганизованных учреждений и других населенных пунктов).
2. Нормативное правое обеспечение общего среднего образования
В Кодексе Республики Беларусь об образовании отражены перспективные направления развития общего среднего образования. Утверждено Положение об учреждении общего среднего образования.
Усовершенствовано содержание образования; утверждены учебные планы, в которых оптимизировано количество часов на изучение учебных предметов естественно-математического и гуманитарного циклов; разработаны и утверждены учебные программы по всем учебным предметам учебного плана; исключено дублирование теоретического материала в содержании образования на всех ступенях общего среднего образования, оптимизирован объем изучаемого материала, учтены внутрипредметные и межпредметные связи, подготовлены календарно-тематические планирования по учебным предметам, сценарные планы уроков. Ежегодно к началу учебного года в помощь учителю готовятся инструктивно-методические письма об особенностях преподавания учебных предметов.
Продолжается работа по обучению белорусскому языку в соответствии с Законом Республики Беларусь”Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі“.
В целях совершенствования работы по практическому овладению выпускниками учреждений общего среднего образования иностранными языками принято решение о введении на уровне общего среднего образования начиная с 2012/2013 учебного года обязательного устного выпускного экзамена по иностранному языку.
На протяжении трех лет проходил эксперимент по введению безотметочного обучения в III – IV классах по учебным предметам ”Музыка“, ”Изобразительное искусство“, ”Трудовое обучение“, ”Физическая культура и здоровье“. Положительные результаты эксперимента стали основанием для принятия решения о введении с 2011/2012 учебного года безотметочного обучения по указанным предметам в III  классе, а в дальнейшем и в IV и V классах.
С 1 сентября 2011 г. проходит эксперимент по апробации модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств в учреждениях общего среднего образования. Реализация экспериментального проекта предполагает создание в учреждениях общего среднего образования среды электронного обучения, в которой учителя и учащиеся используют компьютеры и программное обеспечение для совместной учебной деятельности через организацию сетевого взаимодействия (чаты, сетевые сервисы, ресурсы Интернет). В эксперименте принимают участие около 160 учащихся из 5 учреждений общего среднего образования.
Справочно
В эксперименте принимают участие следующие учреждения образования ” Гимназия №7 г.Минска“, ”Гимназия №30 г.Минска имени Б.С.Окрестина“, ”Василишковская средняя общеобразовательная школа“ Щучинского района Гродненской области“, ”Гимназия №4 г. Сморгони“ Гродненской области“, ”Новополоцкая государственная общеобразовательная гимназия“ Витебской области“.
3. Учебное книгоиздание
За последние 10 лет в республике создана национальная система учебного книгоиздания. В целях качественной подготовки учебников с 2008 года проводится конкурс на их написание. К подготовке и рецензированию учебных пособий привлекаются победители и лауреаты республиканских конкурсов профессионального мастерства, известные учителя-практики, методисты.
Экспертиза учебников осуществляется совместной комиссией Министерства образования, НАН Беларуси и ВАК.
Национальный институт образования ежегодно проводит мониторинг содержания учебников, что позволяет при переиздании вносить необходимые коррективы.
Создан республиканский банк данных учебников, который позволяет оперативно перераспределять учебные фонды между учреждениями образования, регионами.
Справочно
К 2012/2013 учебному году запланировано издание 192 наименований учебников и учебных пособий на сумму 69,4 млрд. руб.: для I-IV классов – 51 наименования; V-IX – 48; X-XI – 22, специальных учреждений образования –  71 наименование.
С 2007  по 2011 гг. издано 742 наименования учебников и учебных пособий, 239 наименований учебно-методических пособий. Из средств республиканского бюджета в рамках Программы на данные цели выделено 102 355,6 млн. рублей, которые израсходованы в полном объеме строго по направлениям.
В настоящее время новой формой дифференцированного обучения являются факультативные занятия, которые способствуют повышению качества образования, развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их профессиональному самоопределению. В целях более качественной организации и проведения факультативных занятий в Республике Беларусь впервые разработаны 146 учебно-методических комплексов, которые включают программы факультативных занятий, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей. При этом издано без привлечения бюджетных средств 124 наименования учебно-методических комплексов.
4. Оснащение учреждений общего среднего образования средствами обучения и учебным оборудованием. Модернизация библиотек
Министерством образования утвержден перечень средств обучения, учебного оборудования для учреждений общего среднего и специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.02.2008 № 16). Создан электронный банк данных о необходимом учреждениям общего среднего образования учебном оборудовании. Проработан вопрос об организации предприятиями Республики Беларусь производства учебного оборудования и средств обучения для учреждений общего среднего образования.
Справочно
РУП ”Актив БГУ“ разработаны, аттестованы все комплекты оборудования по физике для проведения фронтальных лабораторных работ и экспериментальных исследований по разделу ”Световые явления“. ОАО ”Завод Оптик“ (г. Лида) разработаны демонстрационные наборы по физике для учреждений общего среднего образования: ”Прибор для сложения цветов спектра“, ”Диск оптический“, ”Набор по геометрической оптике“, ”Призма прямого видения“, ”Светофильтры“ и др. Структурным подразделением БГУ ”Республиканский центр проблем человека“ подготовлены к выпуску учебные коллекции по биологии, географии, комплекты химических реактивов. ОАО ”Витебский завод электроизмерительных приборов“ начата работа по изготовлению демонстрационных приборов для кабинета физики по разделу ”Электричество“.
Осуществляется планомерная модернизация библиотек учреждений общего среднего образования и преобразование их в центры информационных ресурсов. Оснащение школьных библиотек техническими и программными средствами учебного назначения позволит создать на их базе медиацентры, которые дадут возможность учащимся и педагогам использовать средства информационных технологий для подготовки к урокам, самообразования.
Подготовлен перечень информационных ресурсов и электронных средств обучения для комплектования библиотек учреждений общего среднего образования. Создан и регулярно обновляется каталог программных средств, рекомендуемых для использования в образовательном процессе, который тиражируется и на СД-дисках направляется в учреждения образования в соответствии с заявками.
Справочно
Для комплектования медиатек в учреждения передано 44 наименования электронных средств обучения.
5. Кадровый состав
В учреждениях общего среднего образования работают 107 694 учителя-предметника и руководителя, из них 8 605 (8,5 %) – пенсионного возраста. Высшее образование имеют 91,9 %, высшую и первую квалификационные категории – 75,3 % учителей. С 2007 по 2011 гг. в  учреждения общего среднего образования республики направлено 31 870 молодых специалистов.
Разработано новое положение об аттестации педагогических работников. Предполагается увеличить разницу в оплате труда учителей-предметников, имеющих разные квалификационные категории.
Для активизации участия педагогической общественности в разработке нового содержания образования, поиске новых форм и методов проводится работа по выявлению лучших учителей страны.  Республиканский конкурс профессионального мастерства педагогических работников ”Учитель года Республики Беларусь“, созданный на базе Академии последипломного образования клуб победителей данного конкурса ”Хрустальный журавль“ активно пропагандируют новое содержание образования.
6. Качество общего среднего образования
Результаты ежегодно проводимого мониторинга общего среднего образования свидетельствуют о соответствии результатов учебной деятельности учащихся требованиям учебных программ. По результатам мониторинга подготовлены и доведены до заинтересованных информационно-аналитические материалы и рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, проведению факультативных занятий, методические рекомендации по совершенствованию качества образования.
Справочно
Результаты мониторинга в IV классах свидетельствуют, что на 5-10 баллов учебный материал по белорусскому языку усваивают 85,1 процента учащихся, русскому языку – 77,9 процента, математике – 81,4 процента учащихся.
На 5-10 балловусваивают учебный материал по белорусскому языку в среднем 72,8 процента учащихся IX, XI классов, русскому языку – 54,2 процента, математике – 58 процентов учащихся.
В республике сформирована система работы по выявлению, поддержке и развитию творческих способностей учащихся. На всех этапах ежегодной республиканской олимпиады по учебным предметам принимают участие более 500 тыс. учащихся. 
Справочно
Область
Рейтинг по итогам 2012 г.
Количество дипломов
2012 г.
2011 г.
Брестская
7
69
68
Витебская
5
81
83
Гомельская
4
86 (13 – золото)
77
Гродненская
2
101
86
Минская
6
77
76
Могилевская
3
86 (23 – золото)
98
г.Минск
1
118
136
О качестве общего среднего образования свидетельствуют результаты участия белорусских школьников в международных олимпиадах по учебным предметам. Только в 2011 году в международных предметных олимпиадах принимали участие 32 представителя учреждений общего среднего образования, из которых 26 стали обладателями медалей.
Справочно
С 2007 по 2011 гг. в международных олимпиадах по различным предметам приняли участие 152 учащихся, из которых 129 (84,9 процента) награждены медалями.
Год
Всего участников
Количество медалей
в том числе
золото
серебро
бронза
2007
28
28
3
11
14
2008
32
24
3
12
9
2009
28
25
5
10
10
2010
32
26
2
6
18
2011
32
26
2
9
15
ИТОГО
152
129
15
48
66
Повысилось качество образования учащихся, проживающих в сельских населенных пунктах, о чем свидетельствуют результаты поступления в учреждения высшего и среднего специального образования. В последние годы средний балл по итогам централизованного тестирования по учебным предметам абитуриентов из сельской местности и абитуриентов из городов практически одинаков.
Справочно
В 2011 году в учреждениях высшего образования показатель зачисленных на дневную бюджетную форму обучения абитуриентов, проживающих в сельской местности, составил 20,4 процента (2007 г. – 18,1 %, 2008 г. – 20 %, 2009 г. – 18 %, 2010 г. – 20,4 %); в учреждениях среднего специального образования этот показатель достигает 35 процентов (2007 г. – 21 %, 2008 г. – 29 %, 2009 г. – 27 %, 2010 г. – 36 %).
В 2011 г. в учреждения высшего образования зачислены 6,8 тыс. сельских абитуриентов, что составляет более трети (37 %) всех выпускников сельских учреждений общего среднего образования 2011 г.
7. Направления работы
В целях дальнейшего развития системы общего среднего образования необходимо решить следующие проблемы:
1. В настоящее время актуальной является проблема обеспечения экономики страны руководителями среднего звена и рабочими кадрами, в том числе за счет увеличения наборов в учреждения среднего специального и профессионально-технического образования. Одним из путей решения проблемы уменьшения количества выпускников IX классов, выбирающих для продолжения образования учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, является профориентационная работа, направленная на повышение престижа рабочих профессий, налаживание контактов с учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования.
Справочно
После получения общего базового образования продолжают обучение в X классах учреждений общего среднего образования 63-65 % выпускников IX классов, в учреждениях профессионально-технического образования – 14-18 %, среднего специального образования – 15-16 %.
2. Необходимо укрепить материально-техническую базу учреждений общего среднего образования.
3. Наличие большого количества малокомплектных учреждений требует продолжения системной работы по оптимизации сети при условии соблюдения прав учащихся и их законных представителей.

4. Требует дальнейшего совершенствования система национального учебного книгоиздания. Особое внимание должно быть сосредоточено на разработке учебно-методических комплексов, включающих электронные учебные издания, обеспечивающих идеологическую, культурологическую и здоровьеформирующую направленности образовательного процесса.

По материалам сайта http://edu.gov.by/